Юридическое сопровождение бизнеса по РФ:

правовое обслуживание, защита бизнеса при проверках,

арбитражные споры, банкротство граждан и бизнеса

Споры с потребителями

ПРОГРАММА

«АНТИПОТРЕБИТЕЛЬ»


Современная судебная практика позволяет сделать вывод о том, что Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» можно использовать не только как надежный правовой механизм для восстановления нарушенных прав гражданина – потребителя товаров и услуг, но и как узаконенный механизм вымогательства, давления и шантажа предпринимателей (производителей).


Закон о «Защите прав потребителей», действующий в настоящее время в России открывает неограниченные возможности гражданам-потребителям для судебного преследования изготовителей и продавцов.


Юристы ООО «Юридическая областная служба» (г. Липецк) и ООО "Юридическая компания "Соколов и партнеры", имеющие богатый опыт представительства в судах по спорам о защите прав потребителя, неоднократно выступавшие как со стороны потребителей, так и со стороны продавцов отмечают то, что граждане (потребители) имеют склонность злоупотреблять правами, которыми в рассматриваемой категории споров их наделяет законодательство Российской Федерации.


Зачастую подобное злоупотребление приводит к тому, что продавцы (производители) вынуждены нести огромные финансовые потери, а так же терпят убытки от нанесенного им потребителем урона деловой репутации, имиджу организации, честному имени предпринимателя!


Подобное недобросовестное манипулирование нормами закона со стороны граждан-покупателей, направленное не на защиту собственных прав, а на получение материальной выгоды и нанесение ущерба продавцу(производителю) принято называть «потребительским экстремизмом». Примеров потребительского экстремизма в юридической практике встречается с каждым годом все больше, набирают популярность он-лайн сервисы, направленные на формирование заведомо недобросовестной правовой позиции потребителя на всех этапах его экономических отношений с продавцом (производителем), во многих регионах нашей страны ведут свою деятельность компании, ориентированные именно на поддержку потребителей-экстремистов в их деятельности по узаконенному вымоганию денег у продавцов (производителей). Ситуация, обретая массовый характер способна уничтожить любой честный бизнес используя лишь «законные» механизмы.

В настоящей статье мы разберем основные пути, которые потребители-экстремисты используют для «узаконенного» грабежа продавцов (производителей) и способы противодействия им.


Основываясь на судебной практике можно выделить следующие Источниками злоупотреблений правами потребителя:


  1. Право потребителя на информацию (исчерпывающего перечня информации о товаре, услуге, продавце, производителе и пр. не существует, этим успешно пользуются потребители-экстремисты при формировании претензий и изложении позиции в суде).

  2. Право потребителя на возврат товара ненадлежащего качества. Часто персонал, да и сами предприниматели не достаточно разбираются в нюансах законодательства РФ о защите прав потребителей или считают сам процесс защиты своих прав в сопорах с потребителем малоперспективным, в связи с чем потребители производят возврат товара и денежных средств – «нагло залезая в карман» продавцу.

  3. Право потребителя на компенсацию морального вреда, выплату неустойки, штрафа. Это право позволяет потребителю-экстремисту увеличить материальную выгоду от спора с продавцом в разы. Любой практикующий юрист вам скажет, что сумма требований потребителя к продавцу в исковом заявлении по спору о защите прав потребителей будет существенно отличаться, к примеру, от цены самого товара. Сумма взысканного морального вреда будет оценена судом (при грамотном подходе к подготовке к судебному разбирательству со стороны потребителя-экстремиста) в десятки тысяч рублей, неустойка может исчисляться сотнями тысяч, а штраф (взысканный в пользу потребителя-экстремиста) составит 50% от всей присужденной суммы.

  4. Возможность искусственного затягивания сроков досудебного урегулирования в целях увеличения неустойки за просрочку удовлетворения требований.

  5. Освобождение от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления в суд, делает деятельность потребителя-экстремиста еще более выгодной, ведь для инициирования судебного разбирательства не понадобится ничего платить.

  6. Расторжение договора и выплата стоимости товара при выявлении незначительных дефектов в товаре, бывшем в эксплуатации.

  7. Несоответствие «потребителя-экстремиста» правовому статусу «потребителя». Так, товар, который явился предметом спора может быть приобретен потребителем-экстремистом с целью ведения им предпринимательской деятельности, а не для личных или семейных нужд. Таким образом, паразитируя на добросовестном продавце(производителе) потребитель-экстремист пользуясь законом «о защите прав потребителей» за чужой счет поправляет положение дел собственного бизнеса. Так же встречаются случаи намеренного вредительства при использовании норм вышеназванного закона с целью недобросовестной конкуренции.


Это лишь некоторые источники злоупотреблений правом, используемые потребителями-экстремистами.


Деятельность потребителей – экстремистов чаще всего обретает следующие формы:


  • Шантаж. Потребитель-экстремист, обнаружив формальные (часто надуманные) основания для привлечения продавца к гражданской или административной ответственности, либо спровоцировав его или персонал к действиям, которые могут быть основаниями для инициирования проверок со стороны контрольно-надзорных органов осуществляет открытое давление на продавца(производителя).

  • Инициирование проверок контрольно-надзорных органов. Этот путь используется потребителями-экстремистами как способ нанести удар по продавцу, способный в ряде случаев поставить под угрозу само существование продавца(производителя).

  • Судебный спор, взыскание денежных средств. Следует отметить, что помимо самого решения суда, которым потребитель помимо основного долга выбьет из своего оппонента сумму компенсации морального вреда, неустойку и штраф, у потребителя-экстремиста еще до вынесения решения суда появляется шанс убедить суд в необходимости введения обеспечительных мер. Арест счета или части имущества предпринимателя часто губительно сказывается на деятельности последнего.



Как же продавцу(производителю) защититься от подобных атак?

Как минимизировать ущерб от деятельности потребителей-экстремистов?

Как защитить деловую репутацию и свое честное имя?


Ответы на эти вопросы лучше всего искать еще до того как потребитель-экстремист обратил внимание на Ваш бизнес. И так, способы минимизации возможностей вышеперечисленных злоупотреблений:


  • Наиболее полное и своевременное предоставление потребителю информации о товаре (услуге), и (что не менее важно) фиксация факта ознакомления потребителя с этой информацией. Особое внимание обращаем на то, что из-за специфики товаров (услуг), помещений в которых ведется деятельность, контингента покупателей и пр. каждый случай требует индивидуального подхода со стороны специалиста призванного защитить продавца(производителя) от хищных нападок потребителей-экстремистов.

  • Четкая регламентация действий сотрудников и персонала при осуществлении контактов с потребителями. Необходима разработка четкого алгоритма контактов с потребителями с учетом специфики деятельности.

  • Разработка договора для работы со всеми группами потребителей. Включение в договоры условий, сводящих к минимуму выгоду потребителя-экстремиста, а так же позволяющих наиболее полно охватить правоотношение возникшее на основе договора с целью контроля и недопущения злоупотреблений и вольных трактовок.

  • Индивидуальная схема претензионной работы, обучение персонала способам общения с потребителем-экстремистом, который предпринимает попытки провокаций.

  • Подготовка к судебному разбирательству. Сбор, обработка, анализ документов, необходимых для формирования позиции продавца (производителя), изучение позиции потребителя-экстремиста, разработка контр-аргументации.

  • Участие в судебном процессе. Очень важно контролировать сам процесс отправления правосудия, с целью недопущения халатного отношения суда, формализма и пр. Очное участие в судебных заседаниях (с привлечением профессионального юриста-представителя) способно в разы снизить шансы потребителя-экстремиста на успех.



Таким образом, можно сделать вывод о том, что сегодня защитить себя от потребителей-экстремистов могут лишь немногие продавцы (производители). Более того, даже крупные компании, имеющие собственный постоянный штат юристов, зачастую не способны защититься от хищнических аппетитов недобросовестных клиентов.


Причина тому – отсутствие целостной, сбалансированной юридической системы защиты, в которую должны быть вовлечены все сотрудники организации. Целью этой системы является внедрение ИНДИВИДУАЛЬНЫХ для каждого продавца (производителя) правовых механизмов предупреждения злоупотреблений, реагирования на случаи потребительского -экстремизма на этапе досудебного урегулирования, представительства интересов продавца в отношениях с контрольно-надзорными органами и в суде для минимизации экономического ущерба (убытков) от действий потребителей-экстремистов.


ООО «Юридическая компания "Соколов и партнеры" (первая в нашем регионе) предлагает продавцам(производителям) любого уровня принципиально новый юридический продукт: программу «АНТИПОТРЕБИТЕЛЬ»,

которая включает в себя консалтинговую, договорную, претензионную работу, обучение персонала, представительство в контрольно-надзорных органах, защита интересов участника программы в суде.


ХОТИТЕ ЗАЩИТИТЬ СВОЙ БИЗНЕС ОТ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ-ЭКСТРЕМИСТОВ,
ОТПРАВЛЯЙТЕ ЗАЯВКУ, и мы вышлем Вам подробное описание нашей программы.


Автор статьи и программы "Антипотребитель" -

Артем Шелудько.

Если Вы столкнулись с необоснованными претензиями потребителей в Ваш адрес или к Вам зачастили проверки, оставьте заявку.

Мы свяжемся с вами в течение часа, проанализируем ситуацию

и найдем способы

защиты Вашего бизнеса.

Оставьте заявку, чтобы получить программу