Юридическое сопровождение бизнеса по РФ:

правовое обслуживание, защита бизнеса при проверках,

арбитражные споры, банкротство граждан и бизнеса

Право и коронавирус: точка зрения юриста

Право и коронавирус: взгляд юриста



Дмитрий Соколов

pravo48@mail.ru

8-920-513-10-41

В данной статье автор не касается проблем причин и последствий пандемии коронавируса. В поле его внимания оказалось то, что практически нет сфер, которые были бы не затронуты  последствиями данной трагедии.


Принятые государством меры, изменение нормативной базы, скорость таких изменений привели к тому, что само профессиональное юридическое сообщество оказалось в растерянности.


Это, на мой взгляд, выражается в следующем:

 -увеличилась тенденция к заключению мировых соглашений сторонами договорных отношений.

-преимущества показала и выиграла  система арбитражных судов РФ, создавшая технологическую и правовую платформу и успешно применяющая Видеоконференцсвязь и систему «Мой арбитр». К сожалению, чего нельзя сказать о СОЮ.

-падении доходов юридического сообщества: бизнесмены в настоящее время не могут позволить себе содержать постоянного юриста или престижную юридическую компанию на аутсорсинге, клиенты не платят за представительство в судах или правоприменительных органах, ввиду их закрытого режима работы, приостановлена реализация предпринимательских инициатив, открытие новых, в том числе с иностранным участием- бизнесов.

-не работают суды и непонятен механизм того, как идет или будет идти дальше рассмотрение гражданских, административных и уголовных дел с учетом загруженности судебной системы.

-нет доступа в СИЗО к заключенным их адвокатам, в настоящее время не рассматриваются жалобы на администрацию учреждений ФСИН, что в итоге ведет к замещению роли защитников системой общего надзора.

-неясность исполнения поручений адвокатами и юристами порождает правовую и временную неопределенность и , как следствие, жалобы на их действия, неявки в суды..

-низкое качество тех нормативных актов, которые принимаются в скором режиме правоприменителями-от федеральных законов до распоряжений губернаторов (ошибки, опечатки, неправильное название вируса, различные формы и методы административного воздействия и регулирования). При этом какой либо антикоррупционной экспертизе или оценкой регулирующего воздействия проекты этих актов просто не успевают подвергаться, а в последующем- и обжаловаться , ввиду карантина судов.

-возникает деликатная составляющая того, как юристам консультировать своих доверителей, ведь юристы не вправе давать рекомендации закрывать бизнес или рисковать и избегать последствий юридической ответственности, советы сокращать штаты или игнорировать распоряжения губернаторов ввиду сопоставления санкций и экономической составляющей, вкупе со здравым смыслом.

-имеет место увеличение количества неисполненных обязательств , т.е. обстоятельств для инициирования судебных производств и как следствие, последующих исполнительных производств и банкротства.

- стали проявляться инициативы и инициаторы злоупотребления правами участников сделки с целью уклонения от исполнения обязательств, мотивируя это событиями "Форс-мажора", к которым пока не готова не Торгово-промышленная палата, фиксирующая данные события, ни суды.

-государство реагирует на события исключительно жесточайшими административным мерами усиления административной и уголовной ответственности за неисполнение  санитарно-эпидемиологических предписаний, что может повлечь в ходе последующей правоприменительной практики самые печальные последствия.

-вирус повлиял на различные аспекты жизни: на бракоразводные процессы и заключение браков объявлены моратории, как и на выезд заграницу, упала трудовая мобильность, пересматривается сфера контрольной деятельности, запреты налоговой на аресты счетов ,мораторий на подачу заявлений на банкротство, тем самым затронуты арендные, трудовые, семейные, налоговые, миграционные отношения.


При этом последствия этого: юридические, экономические, социальные, политически никто не просчитывал, но то что они проявятся, сомнений нет.


Выводы: из этой ситуации государство должно сделать вывод о необходимости совершенствования системы автоматизации процессов, роботизации в правосудии, модернизации системы госуслуг.


Юридическая сфера после открытия режима, будет перегружена, поэтому важна будет скорость и цена юридических услуг, а также удовлетворенность клиента качеством таких услуг. В кризис рождаются самые сильные и крепкие отношения, в т.ч. отношения между юристом и клиентом.


События на Восточной Украине, пожары 2010 года, эпидемия заражения домашних животных - примеры апробирования форс-мажорных обстоятельств.


Следует помнить, что форс–мажор – это не только непреодолимые обстоятельства, но и  наличие причинно-следственной связи, переписка сторон и решение об этом принимает ни глава региональной власти, а только суд с учетом изучения материалов дела.


Отсутствие до настоящего времени введения режима ЧС и одноименного закона порождает правовую неопределенность будущей судебной практики.


Самый главный посыл. Обнаружилось то, что граждане ждут большего государственного участия и большей роли государства в их конкретной судьбе. Сейчас – это переломный момент. Ограничений достаточно. Есть недостаток компетенций и ответственности должностных лиц во власти. Гражданами же востребована не только безопасность, но и социальная справедливость - помощь в бизнесе, доступность и эффективность медицины, реальная социальная поддержка незащищенных и наиболее уязвимых лиц . Именно таких мер и такие нормативные акты сейчас ждут граждане.

Нет комментариев Добавить комментарий